Перейти к содержанию

Медицинская помощь "ненадлежащего качества». Как защитить свои права на лечение.


Рекомендуемые сообщения

Пациенты могут обращаться в различные общества по защите прав потребителей в регионах, где им окажут бесплатную медицинскую помощь, вплоть до участия в судах по защите их интересов.

Понятие качества медицинской помощи содержится в ст. 2 Федерального  закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и определяется как - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Основным критерием качества медицинской помощи на основании ст. 10 Основ является применение порядков и стандартов медицинской помощи. Об организации оказания медицинской помощи на основе ПОРЯДКОВ  и СТАНДАРТОВ    указано и в статье 37, N 323-ФЗ.

То есть страховая компания при проверке качества медицинской помощи  будет проверять, насколько медицинская помощь оказывалась в соответствии  с Порядком и со стандартом, соответствующими определенному заболеванию.

Качество лечебно-диагностического процесса страховщиками оценивается по стандарту, включающему в себя основные элементы:

- качественный сбор информации о больном (диагностические мероприятия для данной нозологии);

- правильную постановку и обоснование диагноза;

- качественно выполненные лечебные мероприятия.

Следовательно, только комплексная оценка всех сторон медицинской помощи в состоянии дать ответ на вопрос: качественно ли выполнялось медицинское обследование, лечение, реабилитация.

Медицинской помощью ненадлежащего качества признается медицинская помощь, не исключающая негативные последствия: затрудняющие стабилизацию или увеличивающие риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающие риск возникновения нового патологического процесса, приводящие к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения, вызывающие неудовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинским учреждением. Из этого следует, что при отсутствии назначения необходимого лекарственного препарата может возникнуть риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания или риск появления нового патологического процесса, что рассматривается как ненадлежащее качество медицинской помощи. Неоптимальное использование ресурсов учреждения здравоохранения может быть связано с назначением малоэффективных непоказанных препаратов вместо необходимых, равно и при отсутствии назначения современного показанного средства, что приведет к удлинению срока Порядок оказания медицинской помощи при онкозаболеваниях

Что касается Порядка, при  онкозаболеваниях применяется  утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от «15» ноября 2012 г. № 915н  ПОРЯДОК  оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», имеющий приложения, касающиеся организации медицинской помощи  при онкозаболеваниях различного уровня.  Выделяют следующие виды такой помощи. Это первичная медико-санитарная, скорая, специализированная (в т. ч. высокотехнологичная) и паллиативная.

Помощь оказывается амбулаторно и стационарно (в т. ч. в дневном стационаре).

Первичная медико-санитарная помощь заключается в профилактике, диагностике и лечении онкозаболеваний, а также реабилитации пациентов с таким диагнозом. Она подразделяется на доврачебную, врачебную и специализированную. Такая помощь оказывается в амбулаторных условиях, дневном стационаре, а также в первичном онкологическом кабинете или отделении.

Так, при подозрении на онкозаболевание, пациента направляют на консультацию в первичный онкологический кабинет или отделение. При необходимости врач-онколог выписывает направление в онкодиспансер или иную специализированную медорганизацию.

Скорая помощь оказывается фельдшерскими и врачебными бригадами, а при состояниях, требующего срочного вмешательства, - в амбулаторных или стационарных условиях. При подозрении на онкологию больных переводят (направляют) в соответствующие учреждения.

Специализированная (в т. ч. высокотехнологичная) помощь оказывается в стационаре (в т. ч. дневном). Тактика лечения определяется консилиумом врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов, с привлечением при необходимости узких специалистов.

Пациенты, чей диагноз подтвердился, находятся на пожизненном диспансерном наблюдении. При этом в течение 1-го года осмотры проходят 1 раз в 3 месяца, в течение 2-го года - каждые 6 месяцев, затем - ежегодно.

Установлено, как должна быть организована деятельность первичного онкологического кабинета (отделения), онкологического диспансера и его различных отделений.

Указано, что медицинская помощь осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Этот Порядок обязателен для медицинских учреждений, оказывающий медицинскую помощь пациентам с онкозаболеваниями.

Стандарты медицинской помощи

Также медицинскими организациями  медицинская помощь оказывается на основе СТАНДАРТОВ, о которых уже говорилось.

Медицинская организация в ОМС должна работать в соответствии с федеральными стандартами, обеспечивая законное право пациента как потребителя получать качественные медицинские услуги по заключенному в его пользу договору. Ответ на наиболее часто возникающий у пациентов и у врачей вопрос о том, что положено за счет ОМС, а за что должен платить пациент, также находится в текстах федеральных стандартов.

Контролирует соблюдение стандартов территориальный Росздравнадзор.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2006 г. N 905 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи. В соответствии с данным документом контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию по оценке соответствия оказываемой медицинской помощи требованиям к проведению диагностических, лечебных и иных исследований и мероприятий, а также медикаментозного лечения при конкретных заболеваниях и состояниях, установленных стандартами медицинской помощи, а также требованиям к объемам и качеству медицинской помощи.

В приказе Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" основаниями для штрафных санкций, применяемых к медицинской организации, названы невыполнение, несвоевременное выполнение диагностических и (или) лечебных мероприятий в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Таким образом, представляется очевидным, что стандарты являются основным критерием оценки качества оказываемой медицинской помощи. Следовательно, их соблюдение является обязательным условием обеспечения прав граждан на получение качественной медицинской помощи в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

 

Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в случаях:

а) получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации;

в) летальных исходов при оказании медицинской помощи;

г) внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;

д) первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;

е) повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 30 дней - при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 90 дней - при повторной госпитализации;

ж) заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50 процентов от установленного стандартом медицинской помощи или средне сложившегося для всех застрахованных лиц в отчетном периоде с заболеванием, для которого отсутствует утвержденный стандарт медицинской помощи.

Проведение целевой экспертизы качества медицинской помощи в случае поступления жалоб застрахованных лиц или их представителей не зависит от времени, прошедшего с момента оказания медицинской помощи.

Экспертиза качества оказанной ( или неоказанной) медицинской помощи проводится по письменному заявлению пациента и является бесплатной.

Недостатки при оказании медицинской помощи работниками медицинских организаций условно  можно разделить  на 3 группы:            

1. диагностические  (случаи с поздней диагностикой основного заболевания, не установлением диагноза грозного осложнения – сепсиса, шока  и интраоперационного повреждения органов , неправильной диагностикой основного заболевания , неполным установлением диагноза, не проведение необходимой диагностики и др.).

2. лечебно-тактические  (нерациональная лекарственная терапия, несвоевременная  госпитализация , не перевод в профильные отделения, отсутствие динамического наблюдения,  несвоевременное проведение оперативного лечения , дефекты при выполнении операции, неоказание необходимой экстренной помощи  и реанимационных мероприятий ,  недостаточная в количественном и качественном плане предоперационная подготовка , неадекватное консервативное лечение , отсутствие врачебного наблюдения в стационаре длительный период времени, преждевременная выписка и др).

3. технические (нарушение техники и этапности выполнения  операций , лечебных и диагностических манипуляций и т.д.).  

Классификация недостатков медицинской помощи по последствиям для больного:

1) недостатки в оказании медицинской помощи не оказали существенного влияния на течение и исход болезни;

2) недостатки и упущения в оказания медицинской помощи обусловили снижение эффективности проведенного лечения. Снижение эффективности проведенной терапии может выражаться в более длительном течении заболевания, переходе болезни в хроническую форму, непредотвращении неблагоприятных последствий (нарушение каких-то важных функций организма, наступление смертельного исхода);

3) неправильное оказание медицинской помощи привело к возникновению стойких нарушений каких-то функций (например, гангрена конечности при длительном наложении жгута, нарушение функций вследствие технических погрешностей при хирургических операциях);

4) противопоказанное медицинское вмешательство способствовало прогрессированию патологического процесса и ухудшению состояния больного (или наступлению неблагоприятного исхода);

5) противопоказанное медицинское вмешательство привело к смерти больного.

При проведении экспертизы  проверяется,  сделали ли медицинские работники  все возможное в реальных условиях  для спасения жизни больного или оказания ему медицинской помощи.  Эксперты должны доказать, что, не выполнив стандарт, врач допустил ошибку: неправильно выбрал технологию лечения, неправильно оценил потребность в диагностических и/или лечебных услугах, медикаментах и т.д.

Экспертиза  должна ответить на следующие вопросы:

- причинен ли вред жизни и здоровью пациента;

- какой характер имеет причиненный вред;

- противоправны ли действия медицинского персонала;

- существует ли причинная связь между противоправными действиями медицинских работников и причиненным пациенту вредом.

Если экспертиза подтвердит причинение вреда жизни и здоровью, ЛПУ может быть привлечено к гражданской ответственности через суд.  Право на возмещение ущерба имеет сам пациент, а в случае летального исхода - его родственники.

Только индивидуальное рассмотрение специалистами конкретных лечебно-диагностических мероприятий с учетом особенностей состояния больного, течения его заболевания и других имевших место факторов может быть основанием для выявления недостатков медицинской помощи.

Пациенты считающие, что им оказана некачественная  медицинская помощь  обращаются в суд с исками о взыскании убытков и компенсации морального вреда. При этом они не имеют полного доступа ко всей медицинской документации, хотя  могут истребовать  копии своих медицинских документов на основании статьи 19 и 22  Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»  и  не являются специалистами в области медицины.

Поэтому в  суде будет назначена судебно-медицинская  экспертиза , при этом, до суда  оценить  возможные варианты выигрыша почти невозможно. Это станет ясно из решения суда об отказе в иске.  Более перспективным в таком случае и  будет являться предварительное обращение  с письменным заявлением о проведении бесплатной целевой экспертизы контроля качества оказания медицинской помощи в свою страховую компанию или территориальный фонд ОМС как указано выше.

Такая экспертиза   качества может проводиться и в период лечения пациента по заявлению самого пациента или его законного представителя (родители детей)  и после проведения  лечения. Специалисты страховой компании ( ТФОМС) в  своем экспертном заключении отразят , имел ли место  факт некачественного оказания медицинской помощи и в чем это заключается. После проведенной экспертизы качества  пациент уже будет знать, каким образом и в чем именно  заключается нарушение  его прав. Тогда уже можно обращаться в суд.

Какие действия врачей и возникшие ситуации  свидетельствуют о некачественно оказанной медицинской помощи , указано в Приложении № 8 приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. N 230.

В общем-то , обращаться в страховую компанию (ТФОМС) для проведения экспертизы можно   всегда, когда пациент считает, что ему оказана некачественная медицинская помощь,  в том числе в случае закрытия больничного листа не вылеченному пациенту. Правда, для этого придется прийти на прием к другому врачу и зафиксировать факт болезни снова.

Если врачи не оформляют пациента в стационар для получения паллиативной медицинской помощи при онкозаболевании,  или не оказывают ее амбулаторно, то можно также написать заявление в страховую компанию, так как в  программах «государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи»  регионов  указано, что  паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжёлых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

В страховую компанию следует обращаться, если врачи направляют на платные стандартные  исследования в другую медицинскую организацию.  Иногда  ЛПУ действительно не имеет возможности оказать лечебно-профилактическую помощь согласованного вида, объема или стандарта. В таком случае учреждение обязано за свой счет обеспечить застрахованных такой помощью в другом медицинском учреждении или путем привлечения соответствующего специалиста. Если учреждение  не имеет лицензии, оно обязано организовать перевод пациента за счет средств страховщика  в другое учреждение, имеющее соответствующую лицензию. Если вас заставили  или заставляют заплатить, то следует также позвонить в свою страховую компанию и получить консультацию. Иногда врачи говорят, что  ждать очереди на исследование придется 3 месяца. Следует отметить, что сроки ожидания   медицинской помощи  установлены в Программе государственных гарантий  бесплатного оказания  медицинской помощи и составляют обычно: 5 дней ожидания  приема  терапевта, 15 дней - узких специалистов, 1 месяц- срок диагностики и оформления в стационар. Сроки можно уточнить в страховой компании.

 Если пациента заставили заплатить при лечении в условиях стационара, то можно написать заявление в страховую компанию о возмещении потраченных на лечение сумм, приложив кассовый и товарный чеки за  услугу, которую пришлось оплатить. Как правило, это лекарственные препараты, затраты на которые возмещаются пациенту при условии, если лечение входило в стандарт по заболеванию пациента. В жизни многие больные госпитализируются в крайне тяжелом состоянии, когда возможность предварительно согласовать применение платных препаратов сведена практически к нулю В такой ситуации врач вправе рекомендовать пациенту или его родственникам приобрести наиболее эффективное  лекарственное средство, разъяснив его преимущества в сравнении с бесплатными аналогами и одновременно предупредив о том, что ни лечебное учреждение, ни страховая медицинская организация не будут возмещать расходы. В случае отказа пациента лечебное учреждение обязано оказать помощь теми лекарственными средствами, которыми располагает согласно договору со страховой медицинской организацией.

Информацию о правах пациента можно найти в следующих нормативных документах:

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Закон Российской Федерации "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" от 07.02.1992 N 2300-1

Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 за № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"

 

ненадл.png

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мое мнение: причина такого отношения к онкологическим больным -  в том, что наше состояние в большинстве случаев такое, что нам бы за жизнь сил бороться хватило, не то что за защиту своих прав. Когда видишь сколько больных вокруг -  как то улетучиваются желания с кем-то воевать, потому что времени и сил на это просто нет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...